Светлана Камерон



Светлана Камерон (1978 - ) – британский художник-портретист российского происхождения, посвятившая свое творчество изучению и возрождению методов Старых Мастеров. Международное признание Светлане принесли работы пастелью, выполненные в авторской технике, а также парадные портреты, в которых художница использует редкий на сегодняшний день Фламандский многослойный метод живописи маслом.

Работы Светланы Камерон находятся в государственном собрании живописи Великобритании, в собрании Королевского артиллерийского полка, в коллекциях католической и англиканской церквей, и в многочисленных частных собраниях. Неоднократная победительница и финалистка международных художественных конкурсов, признана одним из лучших рисовальщиков Великобритании и избрана членом национального Общества Художников-Графиков.

В 2016 году международный Центр Возрождения Искусств в США присвоил Светлане Камерон звание «Живой классик» (Living Master) и включил ее работы в крупнейший онлайн музей реалистичного искусства ARC Museum.

Известное французское издательство “Pratique des Arts” включило Светлану Камерон в рейтинг лучших международных художников, работающих в технике пастели, и посвятило ее творчеству отдельную главу в книге «40 maîtres du PASTEL» (40 Мастеров пастели).

Интервью с художником


Расскажите, как появилась мысль стать профессиональным художником?

Я всегда была творческим человеком, с детства любила рисовать, но стать художником не мечтала. Получив высшее лингвистическое образование, я работала переводчиком в Москве. По-настоящему серьезный интерес появился на курсах истории искусств при Ассоциации гидов-переводчиков, куда я пришла учиться уже после университета, чтобы стать квалифицированным гидом для англоговорящих гостей столицы. По окончании курсов я получила право работать на самых значимых культурных объектах Москвы, таких как Кремль, Оружейная палата, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Коломенское и Новодевичий монастырь. Практически все свое время я проводила в музеях, слушая, читая, и рассказывая другим о предметах искусства. Именно тогда я заинтересовалась техниками Старых Мастеров, начала рисовать и делать первые шаги в живописи. Уже в тот период я стала выделять для себя портрет, как жанр, привлекающий мое внимание.

В 2003 году мы с мужем переехали на Мальту. В новой стране нужно было чем-то заняться, и я полностью посвятила себя рисунку и живописи. Мне посчастливилось познакомиться с художником Джейсоном Лу, владельцем частной школы рисования. Окончив в свое время Академию Изящных Искусств во Флоренции, где обучали классическому рисунку и живописи по методике 19 века, он передавал свои знания и опыт, занимаясь с учениками по программе Флорентийской академии. Я была учеником в этой студии два года. Мы копировали работы старых мастеров, работали с античными гипсовыми слепками, очень много рисовали и писали с натуры. Потом, по совету моего педагога я поехала на стажировку в Италию, в ту самую академию, где он учился. Все лето я писала портреты в Флорентийской школе и посещала лекции по истории искусств в галерее Уффици. Это стало поворотным моментом в моей жизни: вернувшись из Флоренции, я четко осознала, что теперь я – художник, и решила попробовать себя в новой профессии.

К тому времени мы уже переехали в Лондон. Я продолжала оттачивать свое мастерство, ходила на выставки, знакомилась с владельцами галерей, общалась с другими художниками. Очень скоро мне предложили принять участие в выставке, и я представила публике несколько работ. Классика в духе ренессанса в современной Англии оказалась редкостью, мои портреты привлекли внимание, и я сразу же получила несколько заказов. Так и началась моя карьера портретиста. В то время я работала в цвете только маслом, а все мои графические работы были монохромными - графит, уголь, сепия, и были скорее эскизами, чем полноценными произведениями.





Как изменилась Ваша творческая жизнь после рождения ребенка?

Именно благодаря появлению детей я начала работать пастелью. Совмещать сеансы масляной живописи с заботой о малышах было сложно, а в период беременности вообще казалось опасным. Поэтому достаточно долго я занималась только графикой. Желание работать в цвете подтолкнуло меня пробовать пастельные мелки и карандаши. Кто-то посоветовал мне фирму Conte, я их приобрела и начала экспериментировать. Примерно в то же время мне довелось побывать на выставке рисунков периода ренессанса, где я впервые увидела работы итальянских художников, выполненные в трёхцветной технике. Используя уголь в сочетании с белым и красным мелом на тонированной бумаге, художники создавали необычайно реалистичные оттенки кожи. Это было гениально, именно то, что мне в тот момент было нужно! Я стала искать информацию, по крупицам собирать сведения в интернете и книгах. Оказалось, что этот метод не имеет широкой известности, так как он использовался не часто, да и то только для создания эскизов. Я решила поработать в этой технике и попробовать вывести ее на самостоятельный уровень. Я использовала три цвета – черный, белый и красный - для создания оттенков кожи, и стала добавлять пастель в цветные участки композиций, такие как одежда и аксессуары. Это побудило меня начать изучать свойства пастели и интересоваться творчеством пастелистов. Наибольшее влияние на меня имели работы знаменитого швейцарского художника Жана Этьена Лиотара. Мои работы пастелью понравились публике, начали занимать призовые места на конкурсах, я стала получать заказы на портреты именно в этой технике. Сейчас масло и пастель являются равноправными направлениями в моем творчестве.


Сколько лет Вы занимаетесь творчеством?

В этом году я отмечаю 15-летие творческой деятельности. За это время было много событий: коллективных выставок, конкурсов, презентаций портретов.. Но больших персональных выставок было всего три: работая в жанре портрета на заказ чрезвычайно трудно собрать большое количество работ в одном месте. Сейчас я готовлюсь к четвертой персональной выставке, которая состоится в Лондоне.


Были ли какие-то заказы, когда Вы не брались за работу?

Конечно! Отказываю, если срок заказа для меня неприемлем. Стараюсь не работать с очень маленькими детьми, советую родителям немного подождать. Также, я не соглашаюсь на предложения написать картину по фото заказчика. Для меня важно познакомиться с моделью, пообщаться, понаблюдать за жестами и мимикой лица, почувствовать характер. Это самый важный этап: именно во время личного общения у меня рождается образ, который потом я воплощаю в портрете. Просто скопировать чужое фото, не соприкоснувшись с человеком и не вникая в его суть, мне не интересно.


Сколько часов в день и когда Вы пишите маслом и пастелью?

Маслом пишу только при дневном свете, пастелью могу работать в любое время суток, но четкого распределения по времени нет. Все зависит от того, что стоит на моем мольберте в данный момент.


Как проходит общение с заказчиком?

Сначала обсуждаем все на словах, обмениваемся информацией. Я стараюсь максимально узнать о вкусах и пожеланиях заказчика, а также собрать как можно больше сведений о характере, роде деятельности и образе жизни человека, чей портрет мне предстоит создать. По возможности стараюсь увидеть интерьер, в котором будет висеть портрет. Если подготовительный этап прошел успешно, переходим непосредственно к портретному сеансу: выбираем одежду и аксессуары, пробуем разные ракурсы, экспериментируем с освещением. Все это я фиксирую на фото, и по возможности делаю эскизы, которые потом использую при работе в студии.


Кто фотографирует заказчиков Вы или фотограф?

Я фотографирую сама, так как только я знаю, как должна выглядеть задуманная мной картина, и какие именно моменты нужно запечатлеть на фото.


На какой бумаге работаете, наносите ли грунт?

Бумагу не грунтую, выбираю тонированную бумагу для пастели Canson Mi-Teintes. Самый любимый цвет – moonstone, но иногда отдаю предпочтение бумаге других цветов, если чувствую, что этого требует цветовая гамма будущего портрета. Работаю всегда на гладкой стороне. Цвет бумаги, как правило, становится фоном картины и базовым цветом кожи, просвечивая через пастель. Это придает работам гармонию и сдержанный колорит.


Есть ли заказчики из других стран?

В этом году я работаю с заказчиками из Великобритании, России, Швейцарии, Украины. Есть заказ из Италии на следующий год.


Знакомы ли Вы с творческим кризисом и как с ним боролись?

Да, такое со мной случается периодически, как правило, когда я переутомляюсь и «выгораю». Приходится брать паузу, пересматривать график. Поэтому я не соглашаюсь на заказы с коротким сроком.


Как Вы восстанавливаете силы?

Стараюсь не работать по ночам и хорошо высыпаться, провожу время с семьей, хожу на выставки, путешествую. Смена деятельности всегда помогает.


Принимаете ли участие в выставках?

Да, каждый год принимаю участие в нескольких коллективных выставках, в основном в Англии. В этом году мои работы будут представлены в трех выставках в Лондоне и Бирмингеме.



Есть ли желание переключиться на что-то еще, кроме портретов?

Очень люблю натюрморты. Есть много творческих идей, и если я перестану писать людей, то скорее всего займусь сооружением композиций из фруктов, цветов, посуды, драпировок, и прочих предметов. Но сейчас я полностью занята портретами, и мой интерес к этому жанру не иссякает, а наоборот только растет.


Участвуете ли Вы в конкурсах, есть ли у Вас публикации?

Да, я стараюсь регулярно участвовать в международных профессиональных конкурсах. После побед часто поступают предложения о публикациях. Например, в США мои работы уже несколько раз были включены в престижную серию книг Strokes of Genius – The Best of Drawing (Штрихи гения – лучшая современная графика). О моих картинах и методах работы есть статьи в журналах Pastel Journal и International Artist, которые также выходят в США. А в книге 40 Maitres du Pastel (40 Мастеров пастели), изданной во Франции в 2016 году, моему творчеству посвящена отдельная глава.


Как Вы оцениваете свои работы?

Масло и пастель – разные ценовые категории: масло всегда стоит дороже (при прочих равных условиях). Далее цена зависит от формата портретов: погрудный, поясной, 3⁄4 или вся фигура целиком. Чем больше изображено на портрете, тем стоит дороже.


Нравится ли Вам изображать кошек, собак на портретах?

Если заказчик просит включить в портрет своего домашнего любимца, я, как правило, соглашаюсь. Животные помогают создать более интересную композицию и позволяют лучше раскрыть характер модели.


Рисовали ли Вы своих детей?

Есть несколько работ, которые я создала, когда они были маленькими. В последнее время не удавалось найти возможность, но в этом году я планирую создать портреты обоих сыновей. Надеюсь представить их на моей персональной выставке.



660 views0 comments
  • Простая иконка Facebook
  • Простая иконка Instagram

Non-profit organization "National Pastel Society of Russia"

OGRN code 1187700020298 TIN 7714063744

info@pastelsociety.ru

Subscribe to newsletter

We welcome your participation in our projects!

Legal and accounting support is provided by the company "Premier-Partner"

© by National Pastel Society of Russia, 2020

All the paintings and images, displayed on this site, are the property of the artists and must not be used, changed or reproduced in any way without artist’s permission.